МАДОУ «Детский сад № 54» г. Стерлитамак РБ
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 54» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан
Добро пожаловать на официальный сайт МАДОУ «Детский сад № 54»

Результаты научно-методической деятельности

Методическая деятельность
Добавлено: 16 октября 2018 16:31

Методическая разработка "Воспитание этнотолерантностиу детей дошкольного возраста"

Данная работа посвящена решению проблемы воспитания этнотолерантности у детей дошкольного возраста в образовательном учреждении. Предлагается теоретический и практический материал для работы воспитателей. Предложены формы и методы взаимодействия педагогов и родителей (законных представителей) по воспитанию этнотолерантности детей в дошкольном образовательном учреждении. Разработка адресована практическим работникам ДОУ, студентам и родителям. 

Методическая разработка "Воспитание этнотолерантности у детей дошкольного возраста"

Изучение деятельности и личности воспитателя – необходимая предпосылка повышения качества и эффективности методической работы. Помочь воспитателю добиться высоких результатов в обучении и воспитании детей можно только при условии всестороннего учета не только задач дальнейшего совершенствования, но и реальных возможностей каждого воспитателя.

Отбор форм и методов повышения квалификации обусловлен психологическими особенностями познавательной деятельности взрослых.

На первом этапе я провожу мониторинг качества профессионально-личностных способностей педагогов. Затем дифференцирую педагогов по степени мастерства и нахожу для каждого соответствующие формы методической работы.

Исходя из уровня профессионализма педагогов, готовности их к саморазвитию и других показателей, я выделила три уровня педагогического мастерства:                

·         интуитивный;                                                                                                              

·         поисковый,                                                                                                                            

·         мастерский.

В соответствии с уровнем педагогического мастерства для каждого воспитателя имеются индивидуальные варианты методической работы.

Так, в методической работе с воспитателями интуитивного уровня ориентируюсь на выработку у них положительного отношения к педагогической деятельности, на овладение теоретическими знаниями, через обучающие семинары, консультации, открытые занятия, изучение опыта педагогов ДОУ. В первую очередь, для таких воспитателей проводятся выставки дидактических игр и пособий, изготовленных более опытными педагогами. В результате у педагогов развивается потребность в самообразовании, повышается уровень теоретической подготовки.

Цели методической работы с воспитателями поискового уровня следующие: формирование ориентации на общение, диалог, овладение педагогической техникой (системой умений), осознание собственной индивидуальности. Привлекаю педагогов к участию в работе творческих групп, к процессу решения поисковых задач. Включение воспитателей в поисковую деятельность способствует повышению их профессионально-деловой активности.

Методическую работу с воспитателями мастерами строю на принципах стимулирования их творчества.

Мое мнение - нет необходимости в делении форм на новые и старые, современные и несовременные, так как каждая из них отвечает определенному содержанию. Любая традиционная форма может быть активной, если построена грамотно по содержанию и методам и реализует такие важные функции, как информационная, ориентирующая и развивающая.

Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения. Интерактивный означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком). Отсюда можно сделать выводы, что интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие старшего воспитателя и педагога.

Использование интерактивных методов работы позволяет организовать процесс взаимодействия таким образом, что практически все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения. Они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают, понимают, о чем думают. Совместная деятельность в данном процессе означает, что каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение коллег. Причем, происходит этот процесс в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что дает возможность получить не только новые знания по обсуждаемой проблеме, но и развивает саму педагогическую деятельность и переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Значение интерактивных методов – достижение таких важнейших целей, как:          

1.      Стимулирование интереса и мотивации к самообразованию.

2.      Повышение уровня активности и самостоятельности.

3.      Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности.

4.      Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.

В ходе диалогового общения у педагогов формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств. Педагоги учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, профессионально общаться с коллегами.

Ценно то, что при такой организации работы педагог может не только выразить свое мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы коллег, отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее. У педагогов формируется уважение к чужому мнению, умение выслушивать другого, делать обоснованные заключения и выводы.

Из множества форм и методов, рекомендуемых в настоящее время для использования в работе с педагогами, хочу выделить следующие:

·         педагогический совет;

·         смотры – конкурсы;

·         семинары - практикумы, творческие занятия (направлены на развитие творческого мышления и создание творческих инновационных проектов);

деловая игра – игровое моделирование (моделирование реальной практической ситуации, в которой педагоги «проживают» ту или иную практическую ситуацию и принимают профессиональные решения);

·         обмен опытом (мастер – класс);

·         «мозговой штурм» (или «мозговая атака») может иметь место в тех методических мероприятиях, где надо выяснить, насколько прочны знания у воспитателей по обсуждаемой теме. Как правило, самостоятельным мероприятием он не проводится, а входит составной частью в «педагогический ринг», «деловую игру» и т.п.;

·         метод проектов;

·         портфолио.

Все методы активизации педагогов могут быть использованы изолированно в соответствии с темой и задачами проводимого методического мероприятия. Но не менее интересно и эффективно сочетание разнообразных методов активизации в разных вариантах

При выборе методов и форм работы стараюсь учитывать интересы и пожелания воспитателей. Педагогам больше нравится, когда их не консультируют как учеников, а когда с ними советуются. Поэтому такие интерактивные формы методической работы, как семинары-практикумы, групповые дискуссии, мозговая атака, деловая игра дают наибольший результат. Например, я говорю о том, что есть проблема, для решения которой необходима помощь, и предлагаю подумать всем вместе, поискать пути ее решения. Но при постановке любой задачи необходимо доводить ее до логического конца. Результатом данной работы является подведение итога, разработка рекомендаций, алгоритма действий для воспитателей. При этом важно, что этот продукт будет восприниматься как совместно созданный, коллективный.

Остановлюсь на некоторых из перечисленных методах и формах.

1. Семинар – практикум включает творческие занятия направлены на развитие творческого мышления и создания инновационных проектов.

Семинар – практикум отличается от семинара тем, что в него включаются практические задания, наблюдения работы коллег с последующим обсуждением. В ходе семинара – практикума предусматривается возможность обсуждения различных точек зрения, дискуссии, создания проблемных ситуаций, которые позволяют в итоге выработать единую позицию по рассматриваемому вопросу.

Например, проходил семинар – практикум: «Использование различных видов театра в детском саду». Цель: помочь педагогам изменить традиционные подходы к организации театрализованной деятельности, привлекать их к активному участию в работе над театрализованными играми, не ограничиваться сценарной, режиссерской и постановочной работой с детьми – актерами, а через все виды детской деятельности провести решение задач, направленных на формирование в детях творческого начала. Темы: «Пальчиковый театр», «Кукольный театр», «Театр игрушек», «Театр картинок и магнитный театр», «Театр сказок», «Сценические постановки».

Другой пример: был проведен семинар-практикум: «Развитие речи ребенка», который включал в себя следующие под темы: «Аспекты формирования звуковой культуры речи», «Составление рассказов по картинкам», «Связная речь детей». Цель данной работы: повысить педагогическое мастерство воспитателей по данному разделу; создать условия для развития речи детей, подготовить каждого ребенка к жизни в социуме. Результат данного семинара-практикума – обогащение дидактического материала мнемотаблицами, схемами – моделями, использование которых заметно облегчило детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана – схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными.

Деловые игры способствуют повышению интереса к рассматриваемой проблеме, помогают формированию творческого мышления педагогов, поиску новых путей сложных задач, формируют их практические умения и навыки.

Деловые игры как метод обучения взрослых обладает следующими достоинствами:   

·         увеличивают интерес к учебному процессу;

·         развивают самостоятельность;

·         побуждают к творческому поиску;

·         способствует накоплению опыт принятия решений.

Разновидности деловой игры это – имитационные игры и метод инсценировки.

Имитационные игры. В них педагоги имитируют свою деятельность на занятии, прогулке, в игре, т.е. как бы руководят этими процессами, но с воображаемыми детьми, отрабатывают методику проведения какого-либо процесса, вида детской деятельности.

Метод инсценировки. Он предполагает принятие на себя роли какого-либо участника педагогического процесса и действие в соответствии с этой ролью, проявляя при этом знание педагогики, психологии и методики, то есть весь свой педагогический арсенал. В этих играх может быть отработано поведение педагога в определенных ситуациях: беседа с родителями, разрешение конфликта между детьми и т.д.

Брейнсторминг (мозговой штурм) — популярный метод группового взаимодействия, используемый для решения образовательных задач. Техника мозгового штурма направлена на спонтанное генерирование большого количества идей для решения какой-либо задачи/проблемы. Все педагоги делятся на две группы по 7-9 человек.

Первая группа – «генераторы идей» - должны в течение короткого времени предложить как можно больше вариантов решений обсуждаемой проблемы. При этом они не имеют права обсуждать эти варианты, отметая или соглашаясь с ними. В группе выбирается один человек, которому поручается фиксировать все возникающие идеи.

Вторая группа – «аналитики» - получают от первой группы списки вариантов и, не добавляя ничего нового, рассматривают каждое предложение, выбирая наиболее разумное и подходящее. Выбранные предложения группируются и объясняются.

Проведя первый круг мозговой атаки, группы меняются своими функциями и проводят второй круг. Задача старшего воспитателя во время проведения мозговой атаки – кратко изложить суть проблемы и правила (условия) ее проведения. Запрещается всякая критика поступивших предложений. Предпочтение отдаётся количеству, а не качеству идей, поощряется комбинирование, перенос уже высказанных идей. Предложения должны поступать безостановочно. Если наступает заминка, старший воспитатель высказывает сам любое, даже фантастическое предложение. Обязательно фиксируются все варианты. Возможно использование магнитофона, видеокамеры и др.

Обмен опытом работы. В большинстве случаев вместо доклада воспитателя из опыта работы мы используем такую форму как «Творческий отчёт» с широким применением наглядного демонстрационного материала, видео презентация по той или иной теме.

Некоторые семинары – практикумы, педсоветы провожу в форме «методического ринга» или ещё иначе «педагогического ринга». Поскольку это «ринг», то предлагает соревнование. Поэтому на «методическом ринге» работают как минимум две команды. Команды формируются по-разному: по симпатии, из параллельных групп, по рекомендации администрации (когда неоднородны стаж работы, образование воспитателей). Задания участники получают в основном заранее, но есть и предложения в ходе работы.

И, конечно же, мультимедийные презентации.

В нашем ДОУ мультимедийные презентации мы используем не только для презентации опыта работы воспитателей, в процессе образовательной деятельности («Обучение рассказыванию по картинкам», «обучение рассказыванию», «Геометрические фигуры», «Цвет», «Художники детям», «Времена года» и др.), но и при работе с родителями на родительских собраниях. Так же включаем их в совместную деятельность с детьми (познавательные игры). На данный момент в методическом кабинете создан банк данных «Мультимедийный материал по разделам».

Можно условно выделить три уровня использования мультимедийных презентаций:

1. На эпизодическом уровне мультимедийные презентации используются педагогом от случая к случаю.

2. Систематический уровень позволяет значительно расширить объем изучаемой информации и разнообразие ее представления для восприятия, когда педагог обдуманно и последовательно включает мультимедийные презентации в процесс обучения детей.

3. Синхронный уровень предполагает практически непрерывное сопровождение изложения материала с применением мультимедийных технологий на протяжении всего занятия или значительной его части.

Мы пока находимся между первым и вторым уровнями. Это зависит от подготовленности воспитателя (умения подбирать подходящий материал из интернета или умения самостоятельно его создавать), от условий (наличие техники). Работа в данном направлении будет продолжена.

Время не стоит на месте. Современные условия требуют постоянного изменения, обогащения развивающей среды ДОУ. Для активизации воспитателей на определенные действия необходим хороший стимул. Одним из таких стимулов является смотр - конкурс. Дух профессионального соперничества стимулирует педагогов демонстрировать свои знания, умения, творческие находки, активизирует их на поиск новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса, совершенствования развивающего пространства.

Подготовка к конкурсам позволяет педагогам, с одной стороны, почувствовать себя коллективом единомышленников, а с другой — дает каждому возможность самореализации в соответствии со своими способностями и инновационным потенциалом. Проведение в ДОУ профессиональных конкурсов различной направленности рассматриваю как один из признаков современности.

Ну, во – первых, каждый смотр-конкурс ориентирован на решение конкретной задачи. Например, такой задачей может быть, прежде всего, обогащение развивающей среды группы и детского сада в целом, повышение профессионального мастерства педагогов или распространение инновационного педагогического опыта, или стимулирование осознанной активности педагогов.

Во - вторых, разнообразие форм проведения смотров-конкурсов позволяют избежать рутинности и предсказуемости в плане воплощения замысла и адаптировать содержание каждого педагогического состязания к профессиональным запросам ДОУ.

Дух здорового соперничества между отдельными педагогами, не может не сказываться самым благоприятным образом на воспитательно-образовательном процессе.

Итог любого смотра - конкурса предусматривает материальное поощрение сообразно уровню достигнутых результатов.

Итог.

Пройдя через все формы методической работы, педагоги не только повышают профессиональный уровень, для них становится потребностью узнавать что-то новое, выработать собственный стиль повседневной педагогической деятельности. Грамотно построенная система интерактивных форм работы с педагогическими кадрами приводит к повышению уровня воспитательно-образовательной работы ДОУ в целом и сплочению коллектива педагогов.

                                                                                                                                                          












Поделиться: