МАДОУ «Детский сад № 54» г. Стерлитамак РБ
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 54» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан
Добро пожаловать на официальный сайт МАДОУ «Детский сад № 54»

Взаимодействие ДОУ и школы в процессе подготовки детей к школьному обучению

Подготовка к школе
Добавлено: 12 ноября 2018 5:59

Уважаемые родители! Ваш ребёнок идёт в первый класс. Скоро школа распахнёт свои двери и начнётся новый период в его жизни, так не похожий на дошкольное детство. Как ребёнок войдёт в новую жизнь, как сложится первый школьный год, какие чувства, надежды, стремления пробудит он в душе, в огромной мере зависит от того, что приобрел он за годы дошкольного детства.
Как же понять – готов ли ребёнок к школе? Как правильно подготовить ребёнка к школе?

Для подготовки детей к школе жми сюда

Обобщенные данные успеваемости выпускников в 1-х классах
Добавлено: 16 октября 2018 12:13

Процесс адаптации выпускников в школе многоаспектен и включает приспособление к режиму работы школы, школьному и ученическому коллективу, организационным формам обучения и воспитания, традициям и ценностям начальной школы и формируется на основе готовности воспитанников к обучению к школе в процессе обучения в детском саду.

Современные требования к системе начального образования предполагают обеспечение непрерывности образовательного процесса начальной школы и ДОУ. Для этого в нашем детском саду планируется ряд мероприятий по построению непрерывности образовательного процесса ДОУ и школы.

В МАДОУ «Детский сад №54» cвязь между воспитанниками подготовительной группы и школьниками поддерживается в течение всего учебного года. Ознакомление дошкольников со школой дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться. Формы этой работы разнообразны: экскурсии в школу, посещение школьного музея, библиотеки, проведение совместных занятий, утренников, музыкально-литературных вечеров, организация выставок рисунков и поделок.

Установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и школой  – необходимое условие успешного решения задач подготовки детей к систематическому обучению.

В нашем дошкольном образовательном учреждении проводятся следующие формы осуществления преемственности: периодически дети совершают экскурсию в школу. Дети имеют возможность посидеть за партой, почувствовать себя на равных с учениками. Эти встречи оставляют особенно радостные впечатления у детей. За год до поступления детей администрация школы определяет учителя, к которому они придут 1-го сентября. В начале учебного года воспитатели выпускной группы приглашают учителя  на родительское собрание для беседы с родителями. Выявлено, что бывшие воспитанники нашего ДОУ поступают в разные школы города Стерлитамак (табл. №1), но большее количество ребят поступают в СОШ №34 и СОШ №35. Так, как СОШ №34 находится в благоприятном для нас положении, поэтому, мы сотрудничаем с ней.

Поступления выпускников в школу

Таблица №1

№п/п

СОШ

2017

2016

2015

Итого

Количество детей

 

1.       

СОШ № 34

3

7

5

15

2.       

СОШ № 35

6

4

6

16

3.       

СОШ № 12

4

2

2

8

4.       

СОШ № 24

 

1

 

1

5.       

СОШ № 4 (кадетская)

 1

2

 

3

6.       

Гимназия  № 4

 2

2

 

4

7.       

Гимназия № 6

 

1

 

1

8.       

СОШ № 9

 

1

 

1

9.       

СОШ № 11

 1


 

1

10.   

СОШ № 31

 1

 


1

11.   

СОШ № 32



 1

1

12.   

СОШ № 26

 1

 


1

13.   

СОШ № 7

 1

 1


2

14.   

Гимназия № 1

3

4  

1  

8

15.   

СОШ № 14

 2

 


2

16.

Новая Отрадовка

 1

 1


2

17.   

Итого

30

30

15

75

Для того чтобы определить уровень работы по готовности воспитанников к школе, мы отслеживаем успеваемость выпускников в первых классах.

Таблица №2

Год выпуска

Количество выпускников

Успеваемость

«отлично»

«хорошо»

«удовлетворительно»

«неудовлетворительно»

2017

30

10– 33%

17 – 57%

3 – 10%

0

2016

30

14 – 47%

16 –53%

0

0

2015

15

3 – 20%

8 – 54%

4 –26%

0

итого

75

27 - 36%

41 –55%

7 – 9%

0

Отслеживая результаты обучения наших выпускников в школе, мы поддерживаем связи с учителями начальных классов и родителями (законными представителями) выпускников. По результатам индивидуальных бесед с родителями (законными представителями)  и учителями школ выявлено: выпускники ДОУ хорошо осваивали программу; уровень их подготовки соответствовал требованиям, предъявляемым к дошкольникам; подготовка детей к школе оценивалась учителями как хорошая. Родители (законными представителями)  воспитанников удовлетворены уровнем подготовки детей к школе, они отмечают, что у детей сформирован высокий уровень учебной деятельности, имеется большой потенциал интеллектуальных и организаторских способностей, но самое главное дети психологически готовы к учебной нагрузке.

По результатам анализа успеваемости первоклассников можно сделать следующие выводы все три выпуска имеют положительную динамику, так как все ученики  успешно закончили обучение и переведены в следующие классы нет детей, которым продлён учебный год, либо они оставлены на второй год.

Результаты успеваемости выпускников ДОУ приведены в табл. 1 . Выпускники 2015 года закончили 1 класс на:

«отлично» - 3 ученика, что составляет 20%;

«хорошо» - 8 учеников, что составляет 54%;

«удовлетворительно» - 4 ученика, что составляет 20%.

 Выпускники 2016 года закончили 1 класс на:

«отлично» - 14 учеников, что составляет 47%;

«хорошо» - 16 учеников, что составляет 53%;

 Выпускники 2017 года закончили 1 класс на:

«отлично» - 10учеников, что составляет 33%;

«хорошо» - 17учеников, что составляет 57%; «удовлетворительно» - 3 ученика, что составляет 10%

 

Мониторинг успеваемости за три года

По результатам мониторинга успеваемости за три года выявлено: выпущено 75 воспитанника, из них закончили 1 класс: «отлично» 27 учеников (36%); «хорошо» – 41 ученик (55%); «удовлетворительно» – 7 учеников (9%). Следовательно, можно сделать вывод, что успеваемость выпускников МАДОУ «Детский сад № 54» составляет 100%.

Преемственность: опыт взаимодействия ДОО и школы
Добавлено: 16 октября 2018 12:03

В нашем детском саду весь образовательный процесс строится таким образом, чтобы обеспечить готовность ребенка к обучению в школе. Успешность обучения ребенка в школе зависит от общей и специальной готовности.

В связи с переходом начальной школы на новые стандарты образования, особое значение приобретает вопрос формирования универсальных учебных действий. Согласно ФГОС УУД – совокупность способов действия, благодаря которым ребенок осваивает все компоненты учебной деятельности. В результате изучения всех предметов в начальной школе у выпускников должны быть сформированы универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В дошкольном возрасте формируются лишь предпосылки таких универсальных учебных действий, как коммуникативные, речевые, регулятивные, общепознавательные, логические и другие.

Одним из условий эффективности работы по осуществлению преемственности является ознакомление детей со школой. Наши дошкольники во время экскурсий посещают библиотеку, спортивный зал, столовую, учебный класс, актовый зал, в котором проходят праздники. Дети имеют возможность посидеть за партами, побывать на уроке. Эта совместная работа ДОУ и школы является хорошей поддержкой в работе по подготовке к школе, делает более лёгкой адаптацию детей к новому жизненному периоду. Дети заранее знакомятся со школой, у них появляется мотивация на учёбу, формируется положительное отношение к школе, учителям, учебной деятельности.

Наша задача, показать детям, что в школе их ждут, там они узнают много нового, школа тоже может предложить детям интересный досуг. Совместная работа МАДОУ "Детский сад № 54" и СОШ № 34 отражается в представленных видеосюжетах: 

Экскурсия в СОШ № 34 на урок к первоклассникам

Экскурсия в школьную библиотеку

Поход будущих выпускников на праздник "Посвящение в первоклассники"

Театральный кружок СОШ № 34 представляет познавательную сказку «В книжном царстве, библиотечном государстве»

Обобщенные данные психологической готовности выпускников
Добавлено: 16 октября 2018 12:09

В МАДОУ «Детский сад № 54» ежегодно 2 раза в год (октябрь, апрель) проводится мониторинг психолого-педагогической готовности выпускников к началу школьного обучения. В начале учебного года  (в сентябре) проводится первичная диагностика: выявляются стартовые условия (исходный уровень психолого-педагогической готовности к школьному обучению), определяются достижения ребенка к этому времени, а так же проблемы развития, для решения которых требуется помощь воспитателя.  На основе этой диагностики формулируется диагноз (то есть определяются проблемные сферы, мешающие развитию предпосылок к учебной деятельности ребенка, а так же выделяются его достижения индивидуальные проявления, требующие педагогической поддержки), определяются задачи работы и проектирующие образовательный маршрут ребенка на год.

В конце учебного года  (в апреле) проводится повторная диагностика,  по результатам, которой оценивается уровень психолого-педагогической готовности выпускников к началу школьного обучения. С результатами мониторинга знакомится учитель будущего первоклассника.

Для проведения мониторинга за три года были взяты результаты диагностики психолого-педагогической готовности выпускников к началу школьного обучения за:

2015- 2016 учебный год,

2016 - 2017 учебный год,

2017 - 2018 учебный год.

Диагностика проводится по двум программам:

1. «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения»(Наталья и Михаил Семаго).

Цель проведения диагностики – получение информации об уровне готовности детей к началу школьного обучения.

В процессе группового обследования заполняется лист наблюдений за поведением детей. Воспитанники выполняют задания: «Продолжи узор», «Сосчитай и сравни», «Слова», «Шифровка», «Рисунок человека». Задания позволяют оценить уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности: возможности работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умения самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, обладать определенным уровнем работоспособности, а также вовремя остановиться в выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение следующего. Таким образом оценивается сформированность регуляторного компонента деятельности в целом.

С другой стороны, задания позволяют оценить сформированность операций звукобуквенного анализа, соотнесение числа и количества, сформированность представлений «больше–меньше» — то есть собственно предпосылки к учебной деятельности, формирование которых происходит уже во время пребывания ребенка в старшей и подготовительной группах дошкольного учреждения.

За период с 2013-2016 г.г. были выявлены следующие результаты:

Учебный год

месяц

Готовность к началу регулярного обучения

(17-25 баллов)

Условная готовность

(14-17 баллов)

Условная неготовность к началу регулярного обучения

(11-24 баллов)

Неготовность к школьному обучению

(ниже 10 баллов)

2015- 2016

сентябрь

20 детей - 70%

4 ребенка -15%

4 ребенка - 15%

0детей - 0%.

апрель

18 детей - 78>#span###

5 детей - 22%

0 детей - 0%

0 детей - 0%

2016 -2017

сентябрь

10 детей - 67###/span#<

4 ребенка -27>#span###

1 ребенок - 6>#span###

0детей - 0%.

апрель

12 детей - 80>#span###

3 ребенка -20>#span###

0детей - 0%.

0детей - 0%.

2017 - 2018

сентябрь

20 детей - 63>#span###

10 детей -31>#span###

2 ребенка - 6>#span###

0детей - 0>#span###

апрель

25 ребенка -78%.

7 детей -22%.

0детей - 0%.

0детей - 0%.

Диаграмма результатов мониторинга психолого-педагогической готовности выпускников к началу школьного обучения за период 2013-2016 г.г.

Анализируя показатели результатов мониторинга, можно сделать вывод, что изменения в уровневых характеристиках психологической готовности имеет положительную динамику. 

Изменения в уровневых характеристиках психолого-педагогической готовности выпускников к началу школьного обучения на конец года

Изменения в уровневых характеристиках психологической готовности (%)

 

2013- 2014 учебный год

2014 - 2015 учебный год

2015 – 2016 учебный год

Готовность к началу регулярного обучения

повысился

на 8%

повысился

на 13%

повысился

на 15%

Условная готовность

повысился

на 7>#span###

понизился

на 6>#span###

понизился      на 9>#span###

Условная неготовность к началу регулярного обучения

понизился    на 15>#span###

понизился    на 7>#span###

понизился      на 6>#span###

Неготовность к школьному обучению

-

-

-

 Вывод: по представленным результатам можно судить о готовности выпускников ДОУ к обучению в школе. Воспитанники умеют работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умеют самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль. У детей  сформирована произвольная регуляция деятельности (удержание алгоритма деятельности), распределяют и переключают внимание, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности. Сформирована графическая деятельности (в частности, написания графем), произвольная регуляция собственной деятельности.

Анализируя качество выполнения заданий и поведенческие особенности детей, набравших суммарную оценку от 14 до 17 баллов, можно отчасти прогнозировать у них не только трудности при начале регулярного обучения (то есть попадание в группу риска по школьной дезадаптации), но и преимущественное направление этой дезадаптации. В то же время ретестирование детей этой группы в конце учебного года (апрель - май) показало, что большинство сумели адаптироваться к обучению без дополнительной помощи специалистов, преимущественно за счет грамотно организованного педагогического воздействия.

Однако, воспитанники которые набрали суммарную оценку от 14-17 баллов в конце учебного года, нуждаются в усиленной подготовки к школьному обучению в летний период, желательно провести углубленное психологическое обследование этих детей.

Программа «Ориентировочный тест школьной зрелости» Керна-Йиерасека содержит четыре методики, направленные на выявление психосоциальной зрелости, уровня развития аналитического мышления и речи, а также школьно-необходимых функций в форме способности к произвольному поведению.

Успешность выполнения каждой из методик оценивается в баллах, общий показатель успешности работы ребенка по программе оценивается суммарным баллом по всем методикам.

Первая методика «Оценка психосоциальной зрелости по тестевой беседе»позволила определить сформированность, внутренней позиции школьника, а также выявление уровня кругозора, развитие социальных качеств оценить умственную, мотивационную, социальную, эмоционально-волевую сферы.

Вторая методика «Имитация написанного текста» позволила выявление общего психического уровня, уровня развития мышления, умение слушать, выполнять задания по образцу, произвольность психической деятельности, выявление уровня особенностей тонкой моторики кисти руки, двигательной координации.  

Следующая методика «Мышление и речь», позволяет ориентировочно выявить понимание множественности предметов, наличие понятия «один – много», а также понятия о грамматических конструкциях на примере существительных множественного числа, правильное их использование в соответствии с ситуацией. Диагностика проводится в индивидуальной форме.

Четвертая методика «Умозаключения» позволяет делать выводы об уровне развития словесно-логического мышления по такому показателю как логическое действие – «умозаключение». Направлены на обобщение и абстрагирование, последовательность умозаключений и некоторые другие аспекты мышления.

Общий балл успешности по программе вычисляется как сумма баллов, полученных ребенком по всем методикам.

За период с 2013-2016 г.г. были выявлены следующие результаты: 

Учебный год

месяц

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

2013- 2014

сентябрь

0 детей - 0%

24 ребенка - 86%

4 ребенка - 14%

апрель

1 ребенок - 4>#span###

22 ребенка - 96%

0 детей - 0%

2014 - 2015

сентябрь

0 детей - 0%

13 детей - 87>#span###

2 ребенка - 13>#span###

апрель

2 ребенка - 13>#span###

12 детей - 80>#span###

1 ребенок - 7>#span###

2015 - 2016

сентябрь

7 детей - 22###/span#<

24 ребенка - 75###/span#<

1 ребенок - 3>#span###

апрель

12 детей - 37%.

20 детей - 63%.

0 детей - 0%

 

                                  Диаграмма результатов мониторинга                                       «Ориентировочный тест школьной зрелости» за период 2013-2016 г.г.

Анализируя показаnели результатов мониторинга, можно сделать вывод, что изменения в уровневых характеристиках школьной зрелости имеет положительную динамику.

Изменения в уровневых характеристиках школьной зрелости на конец года

Изменения в уровневых характеристиках психологической готовности (%)

 

2013- 2014 учебный год

2014 - 2015 учебный год

2015 – 2016 учебный год

Высокий уровень

повысился

на 4%

повысился

на 13%

повысился

на 15%

Средний уровень

повысился

на 10>#span###

понизился

на 7>#span###

понизился      на 12>#span###

Низкий уровень

понизился    на 14>#span###

понизился    на 6>#span###

понизился      на

3>#span###

 Вывод: по результатам мониторинга можно отметить, что выпускники МАДОУ «Детский сад № 54» за данный период, готовы к школьному обучению.  Воспитанники ориентируются в простых жизненных ситуациях, имеют представление о положении в семье, владеют навыками письма и рисунка. У детей сформированы навыки саморегуляция, способность управлять своим поведением в целом, умения устанавливать логические связи и отношения между понятиями.

Выпускники с низким уровнем готовности к школьному обучению, в нашем случае отмечен один выпускник 2015 года, необходима дополнительная подготовка в летний период.

С началом обучения ребенка в школе особое внимание полезно уделить детям как с высоким, так и с низким уровнем готовности: именно у них можно ожидать прежде всего снижения учебной мотивации. У первых – в силу легкости и простоты для них учебных заданий, у вторых – из-за их сложности.

 

Поделиться: